$102.58
€107.43
Одним из направлений деятельности Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры является осуществление надзора за исполнением законодательства об охране почв и рекультивации земель.
В силу ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 42 Конституция Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
При этом в ст. 58 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (п. 3 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Основные положения, регламентирующие охрану земель, закреплены в Земельном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации).
Обязанность по охране и защите от загрязнений, истощений, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы возложена как на собственников земельных участков, так и на и лиц, не являющихся собственниками земельных участков (ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае невыполнения данных обязанностей, в зависимости от последствий, возможно привлечение к административной ответственности по ст. 8.6 (Порча земель), ст. 8.7 (Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовной ответственности по ст. 254 Уголовного кодекса Российской Федерации (Порча земли).
Так, в 2018 г. по результатам прокурорских проверок органами внутренних дел возбуждены два уголовных дела по ст. 254 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В ходе прокурорской проверки установлено, что в период с 15.04.2018 до 23.05.2018 неустановленное лицо загрязнило землю в Кировском районе г. Перми, на участке, собственность на который не разграничена, опасными химическими веществами, вследствие нарушения правил при их хранении и использовании, что привело к причинению вреда окружающей среде – загрязнение почв нефтепродуктами и хлорид-ионами. Общий размер вреда при загрязнении почв составил 156 000 руб.
В ходе другой проверки установлено, что неустановленное лицо в период с 16.05.2018 по 30.06.2018 на земельном участке, расположенном по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, ул. Промышленная, разместил опасные химические вещества, чем нарушило правила при их хранении и использовании, что привело к причинению вреда окружающей среде – загрязнение почв на площади 520 кв.м. Общий размер вреда при загрязнении почв составил 390 000 руб.
Восстановление земель обеспечивается путем проведения рекультивации и консервации земель (ч. 5 и ч. 7 ст. 13 Земельного кодекса российской Федерации).
Рекультивация земель – мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Консервация земель – мероприятия по уменьшению степени деградации земель, предотвращению их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, осуществляемые при прекращении использования нарушенных земель.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель.
В соответствии с п. 3 и п. 4 указанных Правил обязанность обеспечивать рекультивацию или консервацию земель возложена на лиц, деятельность которых привела к деградации земель. В иных случаях указанные мероприятия реализуются правообладателями земельных участков.
Так, в ходе прокурорской проверки установлено, что 26.11.2017 два лица с использованием транспортных средств ООО «ЭКО» разместили твердые коммунальные отходы путем захоронения в почве на участке особо охраняемой природной территории местного значения – охраняемый ландшафт «Сосновый бор» г. Краснокамска, расположенном в водоохранной зоне р. Кама, причинив значительный вред окружающей среде.
26.12.2018 решением Краснокамского городского суда по иску природоохранного прокурора на ООО «ЭКО» возложена обязанность провести рекультивацию загрязненного отходами земельного участка.
Значительное число нарушений, связанных с загрязнением почв в результате размещения отходов производств и потребления осуществляется на муниципальных землях и землях, государственная собственность на которые не разграничена. В данных ситуациях обязанность по ликвидации загрязнения и очистке земель от отходов возникает у органов местного самоуправления.
Обязанность по охране земель в Российской Федерации осуществляется всеми лицами, вне зависимости от установленных прав на земельные участки. Осуществление правообладателями и иными лицами деятельности, влекущей загрязнение, порчу и негативное воздействие на землю, не допускается.
Пермская межрайонная природоохранная прокуратура
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей |
"Помощь здесь"