$102.58
€107.43
Ликвидация детской беспризорности. Страницы истории.
В допетровской России, согласно историческим традициям, детские правонарушения пресекались мерами практически неограниченной родительской власти и власти духовенства. Поэтому проблемами правонарушений несовершеннолетних власти не занимались. Тем не менее, проблема существовала и периодически заметно обострялась. Так, в конце ХVII века в ряде городов России отмечалось множество нищенствующих детей, о которых никто не заботился. Главным местом пребывания таких детей в Москве была Красная площадь. Особенно резко возросло число бродяжничающих детей после Отечественной войны 1812 г.
В 1837 г. в Петербурге и в 1838 г. в Москве впервые были образованы Комитеты для разбора (по сословиям) и призрения нищих, но заметного влияния на состояние детского нищенства и бродяжничества они не оказали, прежде всего, по причине ограниченности средств. Первые воспитательные заведения для несовершеннолетних правонарушителей были открыты в Эстонии: в 1848 г. в г. Нарве, в 1850 г. - в Ревеле. Они содержались на средства частных благотворителей.
Положением о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г. заведование благотворительными учреждениями было возложено на земства, а в 1870 г. – на городские общественные самоуправления.
Меры, предпринимаемые местными органами самоуправления, создание частных обществ в помощь беспризорным не смогли оказать заметного влияния на их положение.
В 1910 году в царской России насчитывалось около 2,5 миллиона нищих и беспризорных детей, остро нуждающихся в помощи.
После Октябрьской революции 1917 года советское государство провозгласило и стало неуклонно претворять в жизнь новый принцип отношения к детям – принцип социального воспитания.
31 декабря 1917 года В.И. Ленин подписал декрет, положивший начало проведению в жизнь социального воспитания. Отныне несовершеннолетние признавались «детьми республики» и забота о ребенке стала «прямой обязанностью государства», причем основное внимание уделялось детям обездоленным, сиротам и беспризорникам. Борьба с беспризорностью и правонарушениями несовершеннолетних стала рассматриваться как часть единого дела охраны детства.
В 1917-1919 г.г. главное внимание уделялось ограждению детей от материальных невзгод, заботе о сохранении их жизни и здоровья. Решением именно этой задачи занялся Народный комиссариат социального обеспечения. Совет Народных Комиссаров РСФСР на заседании 14 января 1918 г. принял декрет «О комиссиях для несовершеннолетних» - документ, определивший курс молодого государства на социальное воспитание детей и подростков и применение мер воспитательного и принудительного характера. В компетенцию той, первой, комиссии входила также работа по спасению голодающих детей, ликвидация беспризорности, создание специальных детских учреждений для малолетних правонарушителей. Полностью решить проблему беспризорности подростков не удалось: в 1926 году в стране еще насчитывалось до 334 тысяч беспризорных и неустроенных детей. Однако уже 31 мая 1935 года комиссии по делам несовершеннолетних были упразднены. За период 1931-1935 г.г. число осужденных несовершеннолетних сократилось более чем в 2 раза.
В 1931 г. была ликвидирована Центральная комиссия по делам несовершеннолетних - главный организующий центр всей системы комиссий, работающих с несовершеннолетними правонарушителями на местах.
В 1938 году были ликвидированы детские комиссии при республиканских и местных органах власти – важные межведомственные координирующие профилактические мероприятия органы. Рассмотрение дел о преступлениях подростков было передано в суд.
Великая Отечественная война прервала этот эксперимент форсированного решения задач, решение которых требовало долгих лет упорного труда. На первое место вновь выдвинулись проблемы преодоления беспризорности и безнадзорности детей.
В годы Великой Отечественной войны ставилась задача выявления всех беспризорных детей и размещения их в приемниках-распределителях. 22 июня 1942 года было издано Постановление СНК СССР об устройстве детей, оставшихся без родителей, 15 июня 1945 года – Постановление об усилении мер по борьбе с детской беспризорностью и хулиганством, согласно которому был учрежден новый тип воспитательных учреждений – детские трудовые воспитательные колонии.
После войны больше внимания стало уделяться профилактической работе с несовершеннолетними, а указом президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. было утверждено Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, которым при органах исполнительной власти каждого города или района создавалась комиссия по делам несовершеннолетних и вводилась должность освобожденного секретаря комиссии.
В течение последующих лет это Положение неоднократно изменялось: уточнялись функции, расширялись полномочия по борьбе и предупреждению детской беспризорности и безнадзорности.
Позднее в 1970-х годах правовыми актами была закреплена координирующая роль комиссии в системе государственных органов и расширены контрольные функции. На комиссию была также возложена обязанность по наблюдению за поведением осужденных несовершеннолетних, в отношении которых применена судом отсрочка исполнения приговора и условное осуждение.
В 1980-84 годах с принятием Основ Законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, была расширена компетенция комиссии в части рассмотрения дел об административных правонарушениях несовершеннолетних и их родителей.
Указ Президента Российской Федерации от 06 сентября 1993 года №1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» закрепил главенствующую роль Комиссий по делам несовершеннолетних в государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.
Основным правовым актом в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на сегодняшний день остается Федеральный закон от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
06 ноября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации № 995 утверждено новое Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создаются в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
В Пермском крае создана краевая комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав во всех органах местного самоуправления. В состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского муниципального района входят председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, ответственный секретарь комиссии и члены комиссии - сотрудники из числа руководящего состава органов внутренних дел, управления образования, здравоохранения, центра занятости населения, молодежной политики и спорта, органов социальной защиты населения, кризисный психолог краевого психологического центра, сотрудник учреждения открытого типа для детей «Уральское подворье», штатные сотрудники отдела по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав управления социального развития администрации Пермского муниципального района. Возглавляет районную комиссию начальник управления социального развития администрации Пермского муниципального района Тарасов М.Г. Заседания комиссии проводятся не реже 2 раз в месяц, на каждом заседании рассматривается в среднем 40 персональных дел на несовершеннолетних и их родителей. Всего за 2021 год рассмотрено более 850 материалов. К рассмотрению каждого дела члены комиссии подходят с профессиональной точки зрения, чтобы защитить права и интересы ребенка, помочь семье в трудной жизненной ситуации, оказать психологическую помощь, дать необходимые рекомендации и просто жизненные советы из богатого накопленного работой опыта. В отношении 229 семей, воспитывающих 390 детей, находящихся в социально опасном положении, комиссией и субъектами системы профилактики проводилась индивидуальная реабилитационная работа, к которой подключались и общественные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях сельских поселений района.
Выражаем свою благодарность всем членам муниципальной и общественных КДНиЗП, а также руководителям и специалистам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за их вклад в развитие системы профилактики в Пермском муниципальном районе, за готовность прийти на помощь ребенку в любое время суток, за неравнодушие к чужим судьбам и профессиональный подход к делу. Желаем здоровья, успехов в нелегком труде, оптимизма и энергичности.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей |
"Помощь здесь"