Например, один бизнесмен открыл кафе, и оно пользуется большой популярностью. Но людям удобно, чтобы кафе было близко от дома или работы – почему бы не открыть такое же, но в другом районе или даже городе? Бизнесмен продает идею, технологию, рецепты и т.д. другому бизнесмену, обучает персонал нового кафе и становится, таким образом, франчайзером. А бизнесмен, купивший его идею и открывший второе кафе, - франчайзи.
Франчайзинг – это форма ведения бизнеса, при которой одна компания (франчайзор) представляет другой компании (франчайзи) проверенную и успешную бизнес-идею, поддержку, обучение, снабжение, развитие, маркетинг и рекламу.
Франчайзи получает таким образом готовое предприятие. И именно в этом главная привлекательность франчайзинга. Франчайзи не нужно создавать предприятие шаг за шагом, как должен это делать предприниматель, начинающий с нуля. За фиксированную плату типичный франчайзи может получить поддержку по следующим направлениям:
· стратегия маркетинга с акцентом на рекламу;
· первоначальное обучение работников и подготовка в области управления;
· дизайн объекта и закупка оборудования;
· унифицированная политика и процедуры;
· централизованные закупки по пониженным ценам;
· постоянное консультирование по вопросам управления;
· выбор места и рекомендации по размещению предприятия;
· предоставление аренды;
· финансирование.
Франшиза - пакет прав, охватывающих права интеллектуальной собственности на один или несколько товарных знаков, фирменных наименований, промышленных образцов и образцов, охраняемых авторским правом, а также технологию ноу-хау и коммерческую тайну, которыми будут пользоваться для продажи товаров или оказания услуг пользователям.
Франчайзор - это компания, которая передает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы.
Франчайзи - лицо, самостоятельный предприниматель или компания, приобретающая у крупной фирмы на определенный срок и на определенных условиях исключительное право на ведение коммерческой деятельности с использованием ее торгового знака и технологий.
Франчайзинговый договор (договор коммерческой концессии) - договор, по которому одна сторона (правообладатель) передает другой стороне (пользователю) за соответствующую плату и на определенный или неопределенный срок права на использование фирменного наименования, на коммерческую информацию, на товарный знак, знак обслуживания и т.д. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Первоначальный взнос (франшизный взнос) – плата за предоставление права присоединиться к определенному бизнесу и использовать товарный знак франчайзера на определенной территории.
Паушальный взнос - единовременное вознаграждение франчайзора в виде определенной твердо зафиксированной в договоре (соглашении) суммы, которая устанавливается исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей франчайзи на основе использования франшизы, также может рассчитываться как оплата затрат франчайзора связанных с продажей франшизы.
Рекламная плата (рекламный пай) - ежемесячная / ежегодная плата франчайзи франчайзеру для рекламных расходов.
Роялти (Royalty) - вознаграждение в виде периодических отчислений фиксированных ставок, определяемых франчайзором на основании собственной оценки стоимости права использования торговой марки единой франчайзинговой сети, которые выплачиваются франчайзи франчайзору ежемесячно.
II. Информация на вопрос «В чем преимущества франчайзинга перед другими формами ведения бизнеса?»
В чем преимущества франчайзинга?
Преимущества для франчайзи: |
· Является независимым юридическим лицом, заинтересованным в рентабельности бизнеса. · Вступление в отлаженную систему под известной торговой маркой с гарантией обучения и всесторонней поддержки франчайзера. · Экономия на дорогостоящих маркетинговых исследованиях, рекламной кампании и др. · Снижение риска банкротства и других коммерческих и финансовых рисков. |
Преимущества для франчайзора: |
· Расширение рынка сбыта. · Проведение единой ценовой политики и увеличение контроля на рынке без нарушения антимонопольного законодательства. · Контроль качества результатов деятельности. · Централизация маркетинговой деятельности. · Дополнительный доход от взносов франчайзи, и от оказания им дополнительных услуг. · Экономия административно-хозяйственных и управленческих расходов в связи с перенесением их части на франчайзи и в связи с отсутствием необходимости инвестировать в дочерние структуры и филиалы. |
II. Информация на вопрос «Как развивается франчайзинг в мире, России и Пермском крае?»
Как развивается франчайзинг в мире, России и Пермском крае?
По данным Международной ассоциации франчайзинга, из всех создающихся в мире независимых компаний в течение 3-х лет в среднем около 90% прекращают свое существование, в то время как для франчайзинговых компаний доля банкротов в первые 3 года составляет менее 10%. В целом, за последние пять лет в мире всего 8% франчайзинговых предприятий оказались нежизнеспособными.
По состоянию на 2010 год в России уже насчитывается около 20731 франчайзинговых объектов, 485 франчайзеров и 277480 человек, занятых в данной бизнес-сфере.
Международная франчайзинговая ассоциация предсказывает, что в будущем франчайзинг будет преобладать в розничной торговле. Он занимает также сильные позиции в сфере услуг и в меньшей степени – в производстве. Наиболее активными франчайзинговыми системами можно назвать Athlete’s Foot (спортивное оборудование), Avis (прокат автомобилей), Baskin Robbins, Burger King, McDonald’s, Pizza Hut (быстрое питание), ERA (недвижимость), Nail Boxes (почтовые услуги), Midas (автомобильный сервис), New Horizons (компьютерное обучение), Quality Hotel (гостиницы) и др.
Сегодня в России франчайзинг более активно развивается не только в столицах (Москве и Санкт-Петербурге), но и в российских регионах. Например, в Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Омске, Тюмени, Сочи.
Как показывает статистика, франчайзинг более развит в среде малого и среднего предпринимательства, где первоначальные инвестиции составляют от 15 до 100 тыс. рублей. Франчайзинг работает лучше в тех отраслях, которые не являются дорогостоящими и не характеризуются высокой степенью риска. Наиболее развиты франчайзинговые проекты в сфере розничной торговли (прежде всего – одежда, обувь, продукты), в сфере услуг (медицинские, ИТ-услуги, обучение, туризм) и в сфере общественного питания.
Франчайзинг в России представлен следующим образом:
57 % - сфера розничной торговли (особенно непродовольственный ритейл – магазины одежды, обуви и другие);
25 % - сфера услуг;
16 % - сфера общественного питания.
Подобную картину мы наблюдаем и в Пермском крае. Около 20 франшиз представлено в сфере розничной торговли, несколько – в сфере общественного питания и сфере услуг. Успешно работают такие франчайзинговые сети, как Subway, Baskin Robbins, Calvin Klein Jeans, Emporio Armani и др.